Все о тюнинге авто

Характеристика методов исследования. Анализ научно-методической литературы.Подготовка дипломной работы, как и любая научно-исследовательская работа. Обзор научной и методической литературы по проблемме исследования

Предварительный просмотр:

Выступление на 1 заседании методического объединения учителей начальных классов:

«Обзор научно-методической литературы».

Подготовила:

Сурмак Евгения Михайловна

Учитель – дефектолог

МАСТЕРИЛКА.

Волшебные буквы.

Пуговки.

Шнурочки.

Коврики.

Горошины.

Лоскутки.

Пластилин.

Данные пособия позволяют организовать конструктивно-художественную деятельность ребенка, стимулирующую развитие внимания, восприятия, воображения и формирующую целый ряд ручных умений (мелкую моторику), что является основой для его дальнейшего умственного развития.

Высокий уровень развития мелкой моторики у ребенка является одним из показателей его хорошего физического и нервно-психического развития. Сенсомоторное развитие составляет фундамент и умственного развития ребенка. При этом, создавая красивые поделки своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, испытывают положительные эмоции и внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

Пособия могут быть использованы как на групповых занятиях, так и при индивидуальной работе.

Овчинникова Т. С.

Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой.

Для детей часто оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные типовой программой обучения. Поэтому многие дети нуждаются в индивидуальных программах как обучения, так и физического воспитания, в которых должен быть учтен комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти программы должны быть ориентированы на коррекцию не только умственного, но и психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития ребенка.

В данном пособии представлены такие приемы и методы обучения, которые способствуют максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрения, слуха, осязания, обоняния) и оптимальной переработки информации.

Штец А.А., Сабодах Р.В., Исаева С. А.

Помощница букваря: Учебное пособие для 1 класса четырехлетней начальной школы.

«Помощница букваря» предназначена для самостоятельной работы учащихся. Собранные в ней тексты и задания формируют навык чтения целыми словами, способствуют усвоению правил чтения. Выразительность и правильность чтения отрабатываются через постановку произносительных навыков и эмоциональную восприимчивость текста.

Агапова И.А., Давыдова М.А.

Мир родного языка: Игры-занятия, развлечения, инсценировки, викторины по развитию речи дошкольников.

Все предложенные в пособии занятия по развитию речи построены на деятельности, интересной детям, и включают такие формы, как игры, развлечения, конкурсы, викторины и др.

В книге приводятся упражнения, основанные на воспроизведении уже известных детям слов и знакомстве с новыми. Приведенные в книге игры являются, по существу, тренингами по умению делить слова на слоги, выделять в них нужные буквы, по воспитанию у детей умения подбирать слова, сходные и противоположные по значению, способствуют активизации самостоятельного обращения к родному слову. Отдельная часть посвящена развитию логического мышления дошкольников, их интеллекта. Все это является актуальным для воспитания будущего интереса детей к школьной учебе.

Нетрудные задачи и забавы можно использовать в часы досуга или специализированной учебной деятельности, а также во время повседневных развлекательных занятий.

Забрамная С. Д., Исаева Т. Н.

В работе освещаются вопросы психолого-педагогического изучения детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. Раскрываются содержание и методы изучения. Приводятся конспекты «выявляющих» уроков на первые две недели (первый год обучения).

БУКВЫ-ПРОПИСИ

Это пособие призвано помочь ребенку быстро выучить буквы русского алфавита и научиться писать печатным шрифтом. Состоит из 33 двусторонних ламинированных карточек, на которых ребенок маркером может тренироваться в написании букв. Написанное легко вытереть, поэтому пособие можно многократно использовать.

С карточками можно работать индивидуально или использовать их для работы в группе.

ПОДБЕРИ ЦВЕТ

Игра включает 24 карточки, каждая из которых состоит из двух частей. На левой половине изображены те или иные предметы, раскрашенные в определенные цвета, а на правой - кисточки с этими же цветами. Цвет обводки карточки соответствует количеству цветов, участвующих в раскраске: голубой - один цвет, красный - два цвета, зеленый - три цвета.


Введение

Характеристика методов исследования

Любое исследование требует поиска способов (методов) решения поставленных задач. Метод (греч. methodos - буквально "путь к чему-либо") - в самом общем значении способ (прием) достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Выбор методов исследования является одной из ключевых позиций исследования.

В практике проведения исследований, направленных на решение задач теории и методики физического воспитания, наибольшее распространение получили следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Изучение и анализ документальных и архивных материалов.

3. Беседа, интервьюирование и анкетирование.

4. Контрольные испытания (тестирование).

5. Экспертное оценивание.

6. Педагогические наблюдения.

7. Педагогический эксперимент.

8. Математико-статистические методы обработки полученных данных.

Любая квалификационная работа, независимо от ее характера (экспериментальная или реферативная), начинается с обзора литературы по исследуемой проблеме. Эта часть подготовки работы является опережающей (изучение литературы должны начинаться еще в процессе выбора темы ВКР) в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, прежде чем писать работу, надо разобраться в том, что уже написано, сделано другими. Только тогда становится ясным, что еще не сделано по теме работы (ведутся научные споры; сталкиваются разные научные концепции и идеи; что устарело; какие вопросы не решены) и надлежит творить самому студенту. Во-вторых, в процессе работы над информационными материалами выясняется, что можно и нужно творчески заимствовать из работ других авторов и перенести в собственную работу в качестве своеобразной базы, используемой для сравнения и противопоставления. В-третьих, в литературных источниках находят числовые данные, которые необходимы для иллюстрации своей работы, осуществления различных оценок и расчетов. И, наконец, анализ работ других авторов по теме работы неизбежно должен присутствовать в качестве составной части вашей выпускной квалификационной работы. Кроме того, анализ литературных источников является основным методом исследования в реферативных работах.

В результате, по литературным источникам необходимо ясно себе представить все то, что имеет отношение к изучаемой проблеме:

Ее постановку,

Историю,

Степень разработанности,

Применяемые методы исследования и т.д.

Необходимо помнить, что исследовательская работа - это прежде всего обобщение уже имеющейся информации .

Приступая к отбору и изучению литературных источников, Вы попадаете в безбрежное море информации, в котором не сложно и захлебнуться. Что делать?



Можно посоветовать "зацепиться" за монографию, журнал, статью, в которых есть ссылки на использованную литературу, и далее может происходить "цепная реакция" развертывания поиска, в ходе которой каждый новый источник расширяет круг ваших представлений о публикациях по теме ВКР. Другой, более упрощенный, подход состоит в изначальном обращении не ко всему массиву научной информации, а только к специализированным журналам ("Теория и практика физической культуры", "Физическая культура в школе", "Вестник спортивной науки" и др.), авторефератам диссертаций, другим периодическим изданиям, публикующим информацию, относящуюся к интересующей Вас физкультурной отрасли. Достаточно пролистать подобные издания за последние несколько лет - и Вы получите неплохое представление о сложившемся информационном поле, в котором сосредоточены источники знаний, различных сведений и данных по проблематике вашей работы.

Учебно-программная литература

Учебная программа - учебно-программное издание, определяющее содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины. Регламентирует как деятельность педагога, так и учебную работу студентов. В учебной программе раскрываются цели и задачи дисциплины, ее связь с другими предметами, содержание тем, указывается время, отводимое на изучение основных частей курса, определяются области и характер знаний, умений и навыков, которыми студент должен овладеть в результате изучения дисциплины, перечисляются виды учебных занятий в зависимости от формы обучения, обозначается круг литературных источников, необходимых для наиболее полного овладения дисциплиной. Объем - 1,0 п. л. (16 стр.) и более.

Обучающие издания

Учебник - учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (или ее части, раздела), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебник является основной учебной книгой по дисциплине. В нем должны быть отражены базовые знания, определенные дидактическими единицами Государственного образовательного стандарта, которые устанавливают основные направления и аспекты рассмотрения предмета, а также последовательность расположения материала. Содержание учебника должно включать характеристику методов получения и использования знаний в конкретной области, методологические основания базовых законов и закономерностей функционирования и развития отраженной в нем области знания или сферы деятельности, ключевые проблемы и важнейшие тенденции развития этой науки. Объем - не менее 5 п.л.

Учебное пособие - учебно-теоретическое издание, частично заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Обычно выпускается в дополнение к учебнику, может охватывать не всю дисциплину, а лишь один или несколько разделов учебной программы. В содержание учебного пособия включается новый более актуальный материал, чем в учебник, так как пособие создается более оперативно, тем не менее материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике. В отличие от учебника, может включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения. Пособия могут быть адресованы как обучающимся, так и обучающим. Объем - не менее 5 п.л.

Курс лекций - тексты лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или курсу в целом. Служит дополнением к учебнику. В курсе лекций ярко проявляются авторские начала текста. В таких материалах текст персонифицирован и отражает особенности языка и стиля преподавателя данного учебного курса. Оригинальность авторского текста не должна затруднять восприятие основного содержания учебного материала, причем лекции должны соответствовать учебной программе. Автор раскрывает конкретные проблемы, ставит спорные вопросы, аргументирует собственную позицию, что имеет серьезный обучающий эффект. Объем - не менее 6 п.л.

Конспект лекции - сокращенный текст одной лекции. Обычно снабжается методическими материалами, помогающими студентам в расширении сведений по теме, заявленной в конспекте. Объем - не менее 1.п.

Программно-методическая литература

Практикум - учебное издание, нацеленное формирование и закрепление умений, практических навыков, обучение способам и методам использования теоретических знаний в конкретных условиях. Практикум направлен на овладение формами и методами познания, которые используются в соответствующей отрасли науки. В них содержатся задания и упражнения практического характера, способствующие усвоению теоретического курса. Лабораторный практикум может содержать теоретическую часть (например, описание физики изучаемых явлений). Объем - не менее 6 п.л.

Хрестоматия - сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника, в ее состав могут входить документы, литературные произведения и фрагменты из них. Важное место в хрестоматии занимают методические указания, в которых разъясняются особенности включенного текста, раскрывается его связь с учебным материалом. Каждый текст, включенный в хрестоматию, должен сопровождаться библиографическим описанием издания, из которого он взят. Объем - не менее 6 п.л.

Сборник задач (упражнений) - учебно-практическое издание, содержащее задачи (упражнения) и ответы к ним в объеме определенного курса (или его раздела). Может содержать также решения задач (упражнений), методические рекомендации по ним или подсказки. Объем - не менее 6 п.л.

Сборник иностранных текстов - учебно-практическое издание, содержащее адаптированные составителем тексты для изучения иностранного языка и методические рекомендации в объеме определенного курса. Объем - не менее 6 п.л.

Учебно-методическая литература

Учебно-методическое пособие - учебно-методическое издание, которое содержит как теоретические сведения по учебной дисциплине (или ее разделу), так и материалы по методике ее самостоятельного изучения и практического освоения. Объем - не менее 5 п.л.

Методическая разработка - издание, сходное по структуре с учебно-методическим пособием, но более узкое по теме и меньшее по объему. Объем - не менее 1 п.л.

Методические рекомендации - учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения либо практического освоения студентами учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний. В методические рекомендации могут быть включены требования к содержанию, оформлению и защите курсовых и дипломных работ. Указания содержат общую характеристику дисциплины (цели, задачи ее изучения, комплекс предметов, на которые она опирается), а также форм и методов и видов самостоятельной работы студентов (изучение литературных источников, конспектов лекций, подготовка к практическим занятиям, семинарам, составление докладов выступлений и др.). Объем - не менее 1 п.л.

Учебно-методический комплекс . Наименование жанра имеет двойное толкование: 1) комплекс учебных книг (учебник+хрестоматия, пособие+сбор­ник упражнений и т.п.); 2) программно-методическое издание, включающее программу и методические материалы по курсу (списки литературы, планы семинарских занятий, контрольно-измерительные материалы). Объем - не менее 3 п.л.

Научная литература

Тезисы докладов (сообщений) научных конференций, съездов, симпозиумов - подвид непериодического научного издания, содержащего материалы предварительного характера: аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений. Обычно выпускают перед научной конференцией, съездом и т.д. для того, чтобы участники могли заранее познакомиться с содержанием выступлений и выбрать из них наиболее интересные для себя, что немаловажно, учитывая параллельную работу секций. Объем для одного автора - не более 4 стр.

Материалы конференции (съезда, симпозиума) - непериодический сборник, содержащий полные тексты докладов, сообщений, выступлений участников, результаты дискуссий, рекомендации, решения, принятые на конференции, постановления, резолюции. Объем не ограничен.

Сборник научных трудов - научное издание, содержащее статьи с результатами исследований по научным и научно-техническим направлениям деятельности университета. К периодически выходящим сборникам относятся Ученые записки, и Вестники. Объем Вестника - не более 10 п.л.

Монография - научное книжное издание, которое полно и всесторонне исследует тему или проблему и подводит итог их разработки в науке многими учеными и специалистами. У монографии может быть один или несколько авторов (коллективная монография). Объем - не менее 7 п.л.

Автореферат диссертации - информационное бесплатное издание небольшого объема, в котором автор диссертации излагает основные положения своего исследовательского труда, представленного к защите на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. Объем, оформление и структура автореферата определяются в России инструкциями ВАК. Ограниченный тираж рассылается по списку специалистам и научным учреждениям незадолго до защиты. Объем - автореферата кандидатской диссертации не менее 1-1,5 п.л.; докторской - 2-2,5 п.л.

Справочная литература

Словарь - справочное издание в форме упорядоченного перечня заглавных слов - названий объектов справки - и относящихся к ним справочных сведений. Объем - не менее 4 п. л.

Словарь-справочник - словарь, статьи которого содержат не только определение понятий, но и справочные сведения, рассчитанные, в отличие от словаря, на справки практического, а не энциклопедического характера. Объем - не менее 4 п,л,

Учебный справочник - учебно-справочное издание, содержащее справочные сведения по определенной учебной дисциплине (ее части, разделу) или комплексу дисциплин, предусмотренные учебной программой. Включает комплекс сведений, имеющих прикладной, практический характер. Объем - не менее 4 п. л.

Памятка - справочное издание, содержащее сведения по систематизации определенной области знаний. Включает материалы, имеющие практический характер. Объем - не менее 1 п.л.

Любая квалификационная работа, независимо от ее характера (экспериментальная или реферативная), начинается с обзора литературы по исследуемой проблеме. Эта часть подготовки работы является опережающей (изучение литературы должны начинаться еще в процессе выбора темы ВКР) в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, прежде чем писать работу, надо разобраться в том, что уже написано, сделано другими. Только тогда становится ясным, что еще не сделано по теме работы (ведутся научные споры; сталкиваются разные научные концепции и идеи; что устарело; какие вопросы не решены) и надлежит творить самому студенту. Во-вторых, в процессе работы над информационными материалами выясняется, что можно и нужно творчески заимствовать из работ других авторов и перенести в собственную работу в качестве своеобразной базы, используемой для сравнения и противопоставления. В-третьих, в литературных источниках находят числовые данные, которые необходимы для иллюстрации своей работы, осуществления различных оценок и расчетов. И, наконец, анализ работ других авторов по теме работы неизбежно должен присутствовать в качестве составной части вашей выпускной квалификационной работы. Кроме того, анализ литературных источников является основным методом исследования в реферативных работах.

В результате, по литературным источникам необходимо ясно себе представить все то, что имеет отношение к изучаемой проблеме:

Ее постановку,

Историю,

Степень разработанности,

Применяемые методы исследования и т.д.

Необходимо помнить, что исследовательская работа - это прежде всего обобщение уже имеющейся информации .

Приступая к отбору и изучению литературных источников, Вы попадаете в безбрежное море информации, в котором не сложно и захлебнуться. Что делать?

Можно посоветовать "зацепиться" за монографию, журнал, статью, в которых есть ссылки на использованную литературу, и далее может происходить "цепная реакция" развертывания поиска, в ходе которой каждый новый источник расширяет круг ваших представлений о публикациях по теме ВКР. Другой, более упрощенный, подход состоит в изначальном обращении не ко всему массиву научной информации, а только к специализированным журналам ("Теория и практика физической культуры", "Физическая культура в школе", "Вестник спортивной науки" и др.), авторефератам диссертаций, другим периодическим изданиям, публикующим информацию, относящуюся к интересующей Вас физкультурной отрасли. Достаточно пролистать подобные издания за последние несколько лет - и Вы получите неплохое представление о сложившемся информационном поле, в котором сосредоточены источники знаний, различных сведений и данных по проблематике вашей работы.

Изучение и анализ документальных и архивных материалов

Разносторонняя деятельность в сфере физической культуры находит свое отражение в различных документах: планах и дневниках тренировок, протоколах и отчетах соревнований, учебных планах и программах, журналах учета успеваемости и посещаемости, личных делах и медицинских карточках, статистических данных и т.п. В этих документах фиксируются многие объективные данные, помогающие установить ряд характеристик, причинные связи, выявить некоторые зависимости.

Так, анализ дневников тренировки спортсменов и тренеров дает возможность с различной степенью достоверности выявить преимущественную направленность учебно-тренировочного процесса, комплекс используемых средств тренировки и восстановления, систему их применения, объем и интенсивность тренировочных нагрузок, специфику соревновательной деятельности, а также вскрыть индивидуальные особенности подготовки, динамику спортивных результатов и ее взаимосвязь с проделанной работой.

Сравнительный анализ опыта работы нескольких тренеров или спортсменов дает возможность выявить специфические закономерности, характерные для данного учебно-тренировочного процесса, определить наиболее прогрессивные направления в работе.

Использование архивных материалов позволяет на основе ретроспективного анализа изучить эволюцию методик физического воспитания и спортивной тренировки, прочих явлений, представляющих интерес для исследователя. Другими методами исследования подобного эффекта достичь не представляется возможным. Кроме того, работа в архиве является важным звеном многих научных и научно-методических исследований, поэтому знакомство с организацией, методикой и техникой этого дела можно считать неотъемлемой частью общенаучной подготовки студентов.

Введение. 5

Глава 1. Теоретические основы применения оздоровительной гимнастики в физическом совершенствовании девушек 16-18 лет. 7

1.1. Физическое развитие девушек 16-18 лет. 7

1.2. Оздоровительная гимнастика в физическом совершенствовании. 12

1.3. Методология оздоровительной гимнастики. 19

Глава 2. Организация и методы исследования. 22

2.1. Цель и задачи исследования. 22

2.2. Методы исследования. 22

2.3. Организация исследования. 25

Глава 3. Исследование эффективности применения оздоровительной гимнастики в физическом совершенствовании девушек 16-18 лет. 26

3.1. Методика оздоровительной гимнастики. 26

3.2. Эффективность применения оздоровительной гимнастики. 30

Заключение. 38

Список литературы.. 42

Приложение 1. 47

Приложение 2. 48

Приложение 3. 51


Введение

Актуальность темы исследования. В настоящее время ученые и педагоги указывают на необходимость решения проблемы оздоровления населения Российской Федерации (Чеченов Х.Д., 2009). В этой связи предпринимаются значительные усилия по модернизации физического воспитания в образовательных учреждениях как важного фактора формирования здоровья у населения (Михайлов Н.Г.). Одним из направлений модернизации является формирование культуры здоровья.

Известно, что физические упражнения оказывают положительное воздействие на все системы организма человека и благоприятно влияют на его психическое состояние. В связи с этим можно предположить, что одной из составляющих культуры здоровья является двигательная активность отдельно взятого человека.

Одним из приоритетных вопросов теории и практики физической культуры является совершенствование методики физического воспитания.

Физическое воспитание направлено на физическое развитие. Главной его целью является содействие гармоничного развития, т.е. органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым и эстетическим.

Эволюционно сложившаяся взаимосвязь опорно-двигательного аппарата и висцеральных систем организма определяет роль двигательной активности в совершенствовании у человека всех функций: кардиореспираторной, эндокринной, нервной и всех сенсорных систем, обмена веществ. В связи с этим значение двигательных функций человека для сохранения его физического здоровья заключается не только в их влиянии на работоспособность самих скелетных мышц, но и в положительном воздействии на функции других органов и система. Таким образом, физическая культура – один из факторов, позволяющих поддерживать необходимый уровень здоровья и высокую работоспособность человека.

Ухудшение состояния здоровья населения и в частности девушек 16-18 лет в последние десятилетия приобрело устойчивый характер. Анализ различных оздоровительных видов гимнастики дает основание сравнивать значение и действенность тех или иных упражнений и методических подходов к их использованию. В связи с этим наряду с применением новых оздоровительных видов гимнастики продуктивным является путь совершенствования методики, направленной на укрепление опорно-двигательного аппарата («мышечного корсета»). Оздоровительные виды гимнастики – это возможность использования средств ориентированной лечебной педагогики, широкий диапазон нагрузок и упражнений, сочетаемость с другими направлениями гимнастики, что, прежде всего, делает занятия оздоровительными и является средством профилактики заболеваний.



Объект исследования – физическое совершенствование девушек 16-18 лет.

Предмет исследования – методика оздоровительной гимнастики как способ и средство физического совершенствования

Цель исследования – показать эффективность применения оздоровительной гимнастики в физическом совершенствовании девушек 16-18 лет.

Гипотеза исследования – исходя из решаемой проблемы было выдвинуто предположение о возможности эффективного применения оздоровительной гимнастики, при которой управление процессом развития физической и психической сферы учащегося реализуется однонаправленно как по содержанию применяемых педагогических средств, так и по адресату воздействий.

Задачи исследования:



Основные положения работы:

1. Современная оздоровительная гимнастика – это очень динамичная структура, которая постоянно пополняет арсенал используемых средств и методов. Она является важной частью учебно-воспитательного процесса в рамках физического воспитания.

2. В процессе физического воспитания необходимо помнить о том, что полная морфологическая и функциональная зрелость составных звеньев опорно-двигательного аппарата и системы регуляции его функций достигается только к моменту завершения полового созревания. В связи с этим физические упражнения до наступления половозрелости должны рассматриваться как факторы, обуславливающие не только совершенствование двигательного аппарата, но и его возможные расстройства, возникающие при нерациональных занятиях.

3. Важное место в физическом воспитании 15 - 17 лет должно занять формирование знаний о физической активности того, что можно назвать интеллектуальным компонентом физической культуры личности.

Глава 1. Теоретические основы применения оздоровительной гимнастики в физическом совершенствовании девушек 16-18 лет

1.1 Физическое развитие девушек 16-18 лет

Развитие детей в период подросткового возраста характеризуется процессом полового созревания. Старший школьный возраст отличается активным совершенствованием всех систем организма, показатели которого становятся близкими к параметрам организма взрослого человека .

Спиридонова Л.Б. указывает, что длительный и гетерохронный характер созревания структур головного мозга определяет специфику его функционирования в различных возрастных периодах. В старшем школьном возрасте продолжается рост и развитие всех структур центральной нервной системы. В юношеские годы завершается развитие нервной системы, совершенствуется аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга, увеличивается функциональная активность третичных полей передней лобной зоны, доминирующим становится левое полушарие. Все это способствует совершенствованию абстрактного логического мышления у старших школьников, развитию второй сигнальной системы и экстраполяции. Уменьшается время реакций на словесные раздражители, усиливаются все виды внутреннего торможения .

В возрасте 16-17 лет улучшается память, высшая нервная деятельность достигает своего совершенства и организм считается созревшим. Для этого возраста характерна тяга к творчеству, соревнованиям, подвигам. Складываются основные черты личности, формируется характер, более объективной становится самооценка, изменяется мотивация тех или иных поступков .

У старшеклассников еще продолжается развитие костно-мышечного аппарата. Полное срастание костных эпифизарных (эпифиз – конец длинной трубчатой кости) дисков с телом позвонка длится от 15 до 24 лет. Срастание ядер окостенения рук продолжается с 16 до 25 лет, срастание трех тазовых костей происходит в 14-20 лет, к 15-21 у юношей завершается окостенение фаланг пальцев ног, годом – двумя позже – фаланг пальцев рук, а затем плюсны и предплюсны. Поскольку не закончено окостенение позвоночника, следует избегать чрезмерных нагрузок на него, например, при поднятии тяжестей. Частые поднятия тяжестей могут привести также к уплощению стоп .

Анатомический поперечник мышц к 16-17 годам достигает показателей взрослого человека. Рост мышц в длину продолжается до 23-25 лет и завершается одновременно с ростом тела в длину. Половые различия в изменении мышечной массы проявляются особенно отчетливо после 13-14 лет: у мальчиков она увеличивается гораздо быстрее.

К 14-15 годам мышечные волокна приобретают черты морфологической зрелости взрослого человека. Но только к 20-25 годам завершается функциональная и структурная дифференцировка опорно-двигательного аппарата. К этому возрасту максимальных значений достигает и мышечная масса .

В процессе физического воспитания необходимо помнить о том, что полная морфологическая и функциональная зрелость составных звеньев опорно-двигательного аппарата и системы регуляции его функций достигается только к моменту завершения полового созревания. В связи с этим физические упражнения до наступления половозрелости должны рассматриваться как факторы, обуславливающие не только совершенствование двигательного аппарата, но и его возможные расстройства, возникающие при нерациональных занятиях .

В юношеском возрасте увеличиваются поперечные размеры тела, устанавливаются индивидуальные особенности пропорций частей тела и 70-80% школьников становятся гармонично развитыми.

В таблице 1 представлены средние показатели физического развития старших школьников.

Таблица 1. Средние показатели физического развития старших школьников 16-18 лет

Развитие нервной регуляции работы сердца у старшеклассников также еще окончательно не завершено, поэтому надо избегать больших нагрузок, которые могут привести к расстройству его работы. При слишком интенсивных нагрузках быстро снижается содержание кислорода в крови. Возникшая кислородная недостаточность может явиться даже причиной полуобморочного состояния .

Способность к овладению рациональной техникой движений и двигательных действий у старшеклассников достаточно высока. Уже в подростковом возрасте завершается формирование двигательного анализатора и важнейших двигательных функций. Особенно повышается роль проприоцепций (мышечные чувства) в управлении движениями. У юношей достигает максимального уровня точность пространственной дифференцировки, у девушек же с 14-15 лет она снижается, по-видимому, из-за недостатка двигательной активности, но путем регулярных упражнений этого снижения можно избежать. Максимального развития достигает также способность произвольно расслаблять мышцы, что имеет большое значение для успешного разучивания движений, позволяя избавиться от излишних движений, сковывающих мышцы .

В связи с вышеизложенным перед старшеклассниками ставятся задачи не только овладения элементами движений как в предыдущих классах, например, разбегом, отталкиванием, движениями в полете и приземлением при прыжках, метание с места и с разбега и т.д., но главным образом совершенствования ранее изученных элементов движений в целостном двигательном действии, в различных условиях и с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника (длины конечностей, массы тела, силовых качеств, быстроты и др. показателей развития) .

Таблица 2. Темпы прироста различных физических способностей у детей старшего школьного возраста (%)

Важное значение имеет совершенствование гибкости. Максимальная гибкость достигается, как правило, к 12-14 годам, и в дальнейшем ее нужно постоянно поддерживать, так как в противном случае она значительно уменьшается .

Темпы роста выносливости к длительной работе в старшем школьном возрасте ниже, чем в среднем. Чтобы развивать выносливость к статическим напряжениям, следует использовать упражнения в виде длительного удержания определенных поз, например: смешанные и простые висы и упоры, стояния в положении "ласточка", удержания груза. Для развития выносливости в работе динамического характера полезны многократные сгибания и разгибания рук в положениях смешанных и простых висов и упоров, приседания без груза и с грузом, поднимание груза разными способами .

В этот период возникают благоприятные условия для развития выносливости школьников к динамической работе. Продолжается рост сердца, увеличивается сократительная способность сердечной мышцы, в результате чего значительно возрастает ударный и минутный объем крови при одновременном уменьшении частоты сердцебиений; улучшается нервная и гуморальная (связанная с жидкостями организма – кровью, лимфой) регуляция сердечно-сосудистой системы, что сказывается в более адекватной реакции сердца на физические нагрузки. Сердце становится выносливее к длительным напряжениям. Система дыхания также совершенствуется: увеличивается периметр грудной клетки, объем легких; сильнее становятся дыхательные мышцы; улучшается регуляция дыхания; повышается утилизация кислорода организмом.

Упражнения для тренировки общей и скоростной выносливости служат основой повышения физической работоспособности школьников, а косвенно также и умственной (поскольку способствуют улучшению кровоснабжения не только мышц, но и мозга), развивают волевые качества. Следует подчеркнуть огромную важность этих упражнений не только для юношей, но и для девушек. Недостаток и нерегулярное применение упражнений на выносливость приводят к ослаблению сердечной мышцы, и любая интенсивная работа может вызвать перегрузку и болезнь сердца .

Уровень физической подготовленности старших школьников представлен в Приложении 1.

Приросты показателей быстроты движений в старшем школьном возрасте также менее выражены, чем в среднем школьном возрасте, и требуется более значительный объем соответствующих упражнений, чтобы указанное качество продолжало развиваться (Спиридонова Л.Б., 2003).

В психической сфере – значительные изменения. Их поведение отличается сознательной критической установкой, стремлением выработать собственное суждение. Более объективной становится самооценка, мотивы поступков приобретают выраженные социальные черты.

Важное место в физическом воспитании 15 - 17 лет должно занять формирование знаний о физической активности того, что можно назвать интеллектуальным компонентом физической культуры личности .

Знание основ теории, физической тренировки, законов биомеханики движений и других сведений – показатель достижения серьезных успехов в физкультурном воспитании старшего школьника.

1.2 Оздоровительная гимнастика в физическом совершенствовании

Полунина Т.И. дает следующее определение оздоровительной гимнастики – это применение средств физической культуры с целью профилактики и лечения различных заболеваний .

Занятия гимнастикой предъявляют к занимающимся свои особые требования и оказывают на них специфическое воздействие. Гимнастические упражнения в совокупности со словом педагога, музыкой, условиями проведения занятий обладают огромным по разносторонности влиянием на человека как на личность и как на субъект познавательной и практической деятельности в целом .

Оздоровительная гимнастика как вид спорта является составной частью физической культуры. В ней используются специфические средства и методы спортивной тренировки, а также определенная система подготовки к соревновательной деятельности.

Согласно исследованиям, проведенным Н. В. Семеновой, у девушек 16-18 лет выявлена высокая потребность в индивидуальной и групповой деятельности по физическому воспитанию, а занятия нетрадиционными видами гимнастики могут дать высокомотивационную установку на здоровый стиль жизни .

Целью оздоровительной гимнастики как составляющей дисциплины физической культуры является формирование физической культуры.

Абдулин М.Г указывает, что для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач :

Понимание социальной роли физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

Знание научно-биологических и практических основ оздоровительной гимнастики и здорового образа жизни;

Физическое самосовершенствование и самовоспитание, формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств;

Самостоятельное использование оздоровительной гимнастики в будущей профессиональной деятельности как метод снятия высокого психофизического напряжения.

Большая популярность оздоровительной гимнастики обусловлена положительным воздействием занятий на организм. В частности, аэробика танцевального характера создает хорошие предпосылки для активизации наиболее важных физиологических систем организма – сердечно-сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной .

В результате регулярных занятий происходит уменьшение подкожной жировой прослойки, снижается вес тела и меняется в положительную сторону соотношение жировой и мышечной массы, достоверно увеличиваются аэробные возможности организма (по пробе PWCito) и происходят положительные изменения показателей сердечно-сосудистой системы. Использование средств аэробики в зоне преимущественно умеренной мощности (в среднем не более 70 % от максимальной интенсивности нагрузок) выгодно отличается от традиционных средств физической подготовки .

Современная оздоровительная гимнастика – это очень динамичная структура, которая постоянно пополняет арсенал используемых средств и методов. Она является важной частью учебно-воспитательного процесса в рамках физического воспитания.

Занятия по оздоровительной аэробике приводят к значительным положительным изменениям в состоянии анатомических и функциональных систем организма человека.

Буйкова О.М. отмечает, в сердечно-сосудистой системе (ССС) происходят следующие изменения :

Улучшение центральной гемодинамики;

Снижение частоты сердечных сокращений в покое (что свидетельствует об увеличении функциональных резервов сердечной мышцы);

Увеличение времени расслабления (диастолы) сердца;

Увеличение объема сердечного выброса во время сокращения (систолы) сердца;

Увеличение скорости кровотока (ускорение обмена веществ, увеличение насыщения клеток кислородом);

Улучшение трофики клеток, тканей, органов.

Согласно многочисленным научным данным, занятия классической аэробикой значительно увеличивают функциональные резервы дыхательной системы, эффект от занятий проявляется в следующем :

Снижение частоты дыхания (количество вдохов-выдохов в минуту);

Увеличение глубины дыхания и дыхательного объема;

Увеличение жизненной емкости легких.

Широко и детально изучены изменения в опорно-двигательном аппарате, происходящие в ответ на занятия по оздоровительной аэробике.

Эти изменения проявляются в виде увеличения мобильности и амплитуды движений связочного аппарата скелета человека.

В литературе имеются данные о том, что регулярные упражнения оздоровительной аэробики способствуют укреплению костной ткани и препятствуют развитию остеопороза, особенно у женщин в период менопаузы.

Что же касается наращивания мышечной массы тела и снижения жировой, то этому вопросу посвящено огромное количество научных работ.

Доказано, что значительные антропометрические изменения в виде уменьшения содержания жирового и увеличения костного компонента у девушек происходят после 4 месяцев систематических занятий оздоровительной аэробикой .

Следует отметить, что использование жирового депо происходит и после занятий в течение 1-2 ч.

Согласно исследованиям О.В. Ишановой, под воздействием занятий по оздоровительной аэробике выявлены достоверные положительные изменения антропометрических показателей: уменьшение относительной жировой (на 2,9 %) и относительной мышечной массы тела (0,9 %); обхватов бедра (3,0 %), ягодиц (2,2%), плеча (1,5%), голени (1,7%), груди (1,7%), талии (2,4 %) и кожно-жировых складок в области бедра (12,0 %), плеча (8,4 %), живота (14,0 %), голени (13,1 %) .

В литературе имеются данные о том, что занятия оздоровительной аэробикой положительно влияют на вегетативный гомеостаз девушек .

В результате аэробной тренировки изменяются взаимодействия в вегетативной нервной системе, состоящей из симпатического и парасимпатического отделов. Как правило, снижается симпатическое (активизирующее) влияние па ряд систем организма, в первую очередь на сердечно-сосудистую, и преобладает тонус парасимпатической системы (стабилизирующее влияние), что выражается в уменьшении частоты сердечных сокращений в покое, частоты дыхания, в некотором снижении артериального давления.

В то же время сохраняются возможности быстрой активизации симпатической системы, необходимой для мобилизации функций и ресурсов организма во время мышечной работы.

Так, например, Е. Н. Иноземцева доказала своим исследованием, что тренировки девушек 18 лет с достаточным вегетативным обеспечением по оздоровительной аэробике позволяют обеспечить развитие выносливости, силы, гибкости и скоростно-силовых качеств .

В то же время при проведении учебно-тренировочных занятий по аэробике в группах девушек-студенток с недостаточным обеспечением вегетативной деятельности следует увеличить объем основной части занятия, которая должна включать физическую нагрузку, ориентированную на развитие быстроты. У девушек с избыточным вегетативным обеспечением после систематических занятий оздоровительной аэробикой наблюдалось достоверное снижение индекса напряженности (т. е. начинал преобладать парасимпатический отдел центральной нервной системы, что свидетельствовало о положительном влиянии занятий на состояние вегетативной системы девушек).

О. М. Буйкова установила, что под действием занятий оздоровительной аэробикой у девушек происходят положительные изменения в гемодинамике и вегетативной регуляции .

В литературе имеются данные о том, что у девушек, занимающихся оздоровительной аэробикой, происходят выраженные изменения функциональных показателей в различные фазы менструального цикла .

Установлено, что в состоянии относительного покоя постменструальная, постовуляторная фазы в весенний период характеризуются наибольшей экономичностью аппарата внешнего дыхания и системы кровообращения, а предменструальная фаза в зимний период – наименьшей.

Зарубежные исследователи установили, что регулярные занятия оздоровительной аэробикой снижают степень выраженности предменструального синдрома у девушек и улучшают репродуктивную функцию девушек .

Доказано положительное воздействие аэробной тренировки на эндокринные железы, что выражается в следующем: увеличивается вес желез, активно функционирующих во время физических нагрузок; снижается реакция желез при выполнении умеренной мышечной работы; достигается возможность значительной мобилизации функций желез при предельной нагрузке; поддерживается высокая функциональная активность желез в течение длительного периода; изменяется чувствительность тканей к гормонам, что способствует улучшению регуляции функций организма и обменных процессов.

Установлено, что занятия данным видом спорта способствуют уменьшению выделения адреналина в кровь, а потому должны рекомендоваться лицам, деятельность которых сопряжена с нервно-эмоциональным напряжением .

При продолжительном выполнении аэробных упражнений снижаются возбудимость центральной нервной системы и активность функций. После окончания работы отмечаются волнообразные изменения возбудимости: чередование ее понижения и повышения через определенные отрезки времени. По мере утомления усиливаются спады возбудимости. Однако, несмотря на утомление, развивающееся в процессе занятия, сохраняется положительное влияние на психику через повышение продукции эндорфинов и их действие на мозговые структуры. В связи с этим занятия оздоровительной аэробикой могут способствовать улучшению общего эмоционального состояния человека.

Приступая к занятиям по оздоровительной аэробике, необходимо учитывать медицинские противопоказания .

Аэробными упражнениями не следует заниматься :

При любом инфекционном заболевании;

После недавно перенесенного сердечного приступа (ишемическая болезнь сердца) или при другом нарушении деятельности сердца;

При высоком артериальном давлении;

При тяжелых формах диабета;

При чрезмерной полноте;

При тяжелых психических заболеваниях;

При злокачественных новообразованиях;

При врожденных пороках сердца;

При недавно перенесенных инфарктах миокарда или инсультах;

При гипертонической болезни;

При аневризме сердца и крупных сосудов;

При недостаточности кровообращения 2-й и 3-й степени;

При мерцательной аритмии;

При других стойких нарушениях сердечного ритма, усиливающихся при физической нагрузке;

При бронхиальной астме;

При заболеваниях печени, желчного пузыря с частыми приступами болей;

При заболеваниях почек с признаками почечной недостаточности;

При болезни желез внутренней секреции со значительным нарушением их функций;

При заболеваниях опорно-двигательного аппарата с резко выраженными болевыми синдромами;

При воспалительных процессах кровеносных сосудов (тромбофлебит, варикозное расширение вен и др.);

При заболеваниях различных органов, сопровождающихся кровотечением;

При глаукоме, близорукости с поражением сетчатки.

1.3 Методология оздоровительной гимнастики

Оздоровительная аэробика характеризуется определенными организационными и методическими особенностями проведения занятий .

Безопасность аэробной тренировки подразумевает как правильный подбор упражнений и составление комплексов, так и соответствующую технику исполнения, в частности :

При исполнении движений следует избегать резких движений баллистического характера;

Необходима смена работающего звена или направления движения через каждые 8 счетов;

Изменение амплитуды и мощности движения должно быть постепенным как в сторону увеличения, гак и уменьшения;

Новые движения или способы перемещений должны выполняться в медленном темпе или даже имитироваться;

Для облегчения выполнения эффективно использование сопровождающих команд и подсказок словом и действием, показом;

Технически правильное освоение отдельных движений и их объединение в комплексы;

На начальных этапах занятий следует составлять комплексы в соответствии с возможностями занимающихся, в последующих этапах, при достаточно совершенном владении арсеналом упражнений, возможен свободный выбор движений инструктором по ходу занятия.

Подбор музыкальных произведений и музыкальное оформление занятий должны соответствовать характеру и возрастным особенностям занимающихся, отвечать ритмичности произведения, используемого для аккомпанемента.

Новые движения или способы перемещений должны выполняться в медленном темпе или даже имитироваться. Для облегчения выполнения эффективно использование сопровождающих команд и подсказок словом и действием – показом. Технически правильное освоение отдельных движений и их объединение в комплексы .

Количество музыкальных акцентов определяет интенсивность двигательной деятельности и, соответственно, ее уровень нагрузки. Помимо стимулятора положительного эмоционального фона музыкальное сопровождение исполняет роль лидера, задающего ритм, темп – в целом нагрузку.

Существует ряд требований к технике выполнения упражнений во время занятий по оздоровительной аэробике.

Правильная осанка, технически верная постановка ног и рук, определенные положения тела и его частей в пространстве, определенная техника элементов (прыжков, поворотов, передвижений), где необходимы прямые ноги, оттянутые стопы, напряженные мышцы.

В положении стоя стопы слегка разведены врозь (чаще всего чуть шире, чем ширина бедра);

Стопы расположены параллельно или слегка развернуты наружу, направление коленей одинаковое с носками;

Колени чуть расслаблены (допускается легкое сгибание);

Мышцы живота и ягодиц немного напряжены и направляют газ вперед (без подчеркивания поясничной кривизны);

Таз расположен ровно, без перекоса;

Грудь приподнята, плечи на одной высоте;

Голова – прямо и составляет с туловищем одну линию.

При выполнении ходьбы, бега и прыжков нога ставится на всю ступню.

Школа движений, точные движения тела и его частей (в определенных плоскостях), соединение ног в заключительной фазе двигательного действия, технически верное исполнение базовых шагов, оптимальная высота прыжка и мягкое приземление, оптимальная амплитуда движений, устойчивое положение, отсутствие лишних компенсаторных движений (переступания, различные взмахи руками). Сложность техники: использование различного ритма в движениях рук и ног, скорость, сложность хореографии .

Таким образом, современная оздоровительная гимнастика – это очень динамичная структура, которая постоянно пополняет арсенал используемых средств и методов. Она является важной частью учебно-воспитательного процесса в рамках физического воспитания.

Занятия по оздоровительной аэробике приводят к значительным положительным изменениям в состоянии анатомических и функциональных систем организма человека.

Гимнастика – система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического воспитания и совершенствования двигательных способностей человека, его силы, ловкости, быстроты, выносливости и др.


Глава 2. Организация и методы исследования

2.1 Цель и задачи исследования

Целью исследования было показать эффективность применения оздоровительной гимнастики в физическом совершенствовании девушек 16-18 лет.

Поставленная цель в работе предполагала решение следующих задач:

1) провести литературный обзор по основам применения оздоровительной гимнастики в физическом совершенствовании девушек 16-18 лет;

2) разработать методику оздоровительной гимнастики;

3) исследовать эффективность применения оздоровительной гимнастики в физическом совершенствовании девушек 16-18 лет.

2.2 Методы исследования

При проведении исследования использовались следующие методы:

· Анализ научно-методической литературы;

· Тестирование физических качеств;

· Педагогический эксперимент;

· Методы математической статистики.

Анализ научно-методической литературы

Научно-методическую базу исследования составляют работы отечественных и зарубежных исследователей. Физическое совершенствование, являясь сложным социальным явлением реализуется в разных пространствах, в том числе и культурно-досуговом, и обладает множеством форм двигательной активности – развлечение, игра, отдых и др.